Ассоциация медиаторов Ростовской области "Примирение"

 

ЦЕНТР ВНЕСУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

РОСТОВСКОГО ФИЛИАЛА ФГБОУВО "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ"

ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» © 2014

ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ

  Школьная медиация - метод, использующий медиацию в учебно- воспитательном процессе. Он призван помогать всем участникам образовательного процесса в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия.

Во-первых, это обучение позитивной коммуникации, бережного отношения друг к другу в детско-взрослых отношениях.

Во-вторых, это возможность разрешить конфликт, сохраняя партнерские отношения.

  Далее - это профилактика агрессивных проявлений и насилия среди детей, подростковой преступности. Данный метод позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корригировать поведение тех, кто уже оступился. Именно поэтому его основами должны владеть люди, взаимодействующие с детьми, чтобы умело и компетентно разрешать, а еще лучше предотвращать конфликты.

 

  Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

Глобальная задача метода - формирование благоприятной атмосферы для всех людей, участвующих в образовательном процессе, научить детей, показать им на реальном примере, что существует множество возможностей для реализации интересов, для ненасильственного, мирного выхода из конфликтных ситуаций; помочь в формировании личного позитивного опыта выхода из конфликта и обретении уверенности в своих силах.

Кроме того, школьная медиация создает условия для позитивной самоактуализации личности в период возрастного кризиса. Особенно в подростковом возрасте ребенок остро нуждается в том, чтобы обрести свое место в социуме, получить признание и принятие со стороны сверстников. Очень часто подростки пытаются добиться внимания не совсем правильными путями, само утверждаясь через негативные поступки и применение силы. Школьная медиация, работа в «группах-равных» как раз и создают условия для того, чтобы актуализация личности проходила в позитивном ключе.

 

  Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия.

  Школьным медиатором может быть преподаватель, педагог, психолог, социальный педагог, представитель по правам ребенка и т.д. Школьная медиация является дополнением ко всем этим специальностям, и ее основная функция состоит, прежде всего, в предоставлении действенного инструмента взаимодействия внутри образовательно-воспитательного пространства.

  Навыки метода «Школьная медиация» - это и набор инструментов, с которыми можно работать отдельно, и неоценимое дополнение в работе представителей всех социально ориентированных профессий.

Кроме того, в рамках развития школьных служб примирения необходимо создавать «группы равных» на базе школ. Подобные объединения позволят не только «занять» детей делом, обучить их полезным навыкам взаимодействия с агрессивной психологической средой, но и оградят общество от роста преступности. Безопасность и комфорт - основные условия, которые позволяют рассчитывать на то, что подобные группы будут обладать и большими коррекционными возможностями. Возглавляемые педагогами и психологами, обученными методу школьной медиации, «группы равных» способны курировать ребенка и подростка, внимательно отслеживать его потребности, одновременно обучая его медиативным навыкам общения и способам их применения на практике.

 

  В соответствии с Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. одной из направлений выделено «организация школьных служб примирения, нацеленный на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.

  Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной  из приоритетных задач в области  современного воспитания и образования.

 

  Основная цель служб школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

  В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

- разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;

- предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

- использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;

  При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, или вступивших в конфликт с законом.